Исполнение решения суда по гражданскому делу

11.05.2020 0 Автор admin

Вступившие в силу 1 октября изменения в законодательство по кассационному обжалованию в судах общей юрисдикции были введены с целью повышения эффективности механизма обеспечения законности судебных решений, а также «оживления» и приумножения функций кассационной инстанции в гражданском судопроизводстве.

Действительно, «сплошная кассация» в кассационных судах общей юрисдикции, а также судах с обновленным судейским корпусом, зачастую территориально удаленных от нижестоящих судов, вселяет надежду на «воскрешение» принципов независимости и самостоятельности кассационного судопроизводства.

На первый взгляд, данные нововведения содержат сплошные «плюсы». Но, как известно, у медали две стороны, и при реализации принципа сплошной кассации на практике начали проявляться оставшиеся не решенными проблемы. Такой «ахиллесовой пятой» нового порядка кассационного обжалования стало получение исполнительного листа после вступления судебного решения в законную силу.

В соответствии со ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю по его заявлению после вступления судебного постановления в силу и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.

На практике мы столкнулись с проблемой: как только дело из апелляционной инстанции возвращается в первую, где его уже ожидает поданная по новым правилам обжалования кассационная жалоба, буквально на следующий день оно направляется в суд кассационной инстанции. Если взыскатель не сообразит практически сразу после вступления решения суда в силу подать в первую инстанцию заявление о выдаче исполнительного листа либо ходатайство о его направлении взыскателю, то велика вероятность узнать в канцелярии о том, что исполнительный лист не может быть выдан, поскольку дело уже передано в кассацию. Соответственно, по логике сотрудников суда, нет дела – нет и исполнительного листа.

Такая ситуация очевидным образом нарушает право взыскателя на своевременное исполнение судебного решения, а также нормы ГПК РФ и приводит к неисполнению принципов, целей и задач судопроизводства.

На мой взгляд, решить данную проблему можно было бы следующими способами.

Первый способ, хотя и не решит данную проблему в корне, но временно облегчит ситуацию, – после вступления решения в силу взыскатель подает заявление о выдаче исполнительного листа. Затем остается надеяться, что сотрудник суда не проигнорирует заявление и до направления дела в кассацию все же изготовит документ.

Данный механизм пока не проверен на практике, но уже сейчас есть опасения, что он может давать сбои, поскольку период, пока гражданское дело, вернувшееся из апелляции, пребывает в первой инстанции до отправки в кассационный суд, составляет всего несколько дней, за которые сотрудник суда может не успеть либо банально забыть изготовить исполнительный лист.

Второй способ представляется более работоспособным, он заключается в проведении аналогии с АПК РФ. Так, в арбитражном судопроизводстве принцип сплошной кассации действует на протяжении длительного времени. Согласно ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в силу, за исключением случаев немедленного исполнения (в таких ситуациях исполнительный лист выдается сразу после принятия судебного акта или обращения его к немедленному исполнению). Указанный документ выдается по ходатайству взыскателя или по его же ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Отмечу, что направление дела в кассационную инстанцию в арбитражном суде не препятствует взыскателю получить исполнительный лист.

Казалось бы, нормы идентичные, но в разных судах они работают по-разному. Полагаю, это объясняется тем, что арбитражное дело хранится в суде в электронном виде и его физическое наличие не принципиально для изготовления исполнительного листа. Кроме того, в арбитражных судах – по крайней мере, г. Москвы и Московской области, – сложилась положительная практика, когда исполнительный лист изготавливается судом и направляется в адрес взыскателя независимо от поданного ходатайства.

Остается верить, что председатели судов общей юрисдикции не останутся безразличны к этой, казалось бы, незначительной, на первый взгляд, проблеме и смогут перенять положительный опыт реализации сплошной кассации у арбитражных судов. В противном случае долгожданное получение исполнительного документа затянется на срок кассационного рассмотрения дела, усугубляя тем самым и без того сложную ситуацию с исполнением судебного решения.

В заключение приведем пример из нашей адвокатской практики.

Решение Тверского районного суда г. Москвы по гражданскому делу о взыскании в пользу наших доверителей денежной суммы свыше 6 млн руб. вступило в силу 18 ноября 2019 г. на основании Апелляционного определения Московского городского суда.

Согласно данным Мосгорсуда от 3 декабря 2019 г. дело было направлено в Тверской районный суд г. Москвы. Затем 9 декабря через экспедицию районного суда мы в интересах взыскателя подали заявление о выдаче исполнительного листа, однако сотрудники канцелярии отказались выдавать исполнительный лист, ссылаясь на то, что дело направлено в суд кассационной инстанции.

Естественно, мы подали жалобу председателю Тверского районного суда с надеждой на то, что это каким-то образом ускорит выдачу исполнительного листа. К счастью, на личном приеме председатель наши доводы услышал и исполнительный лист был получен. В связи с этим думается, что в дальнейшем взыскателям будет проще реализовывать право на своевременное исполнение судебного решения.

Новая редакция Ст. 3.5 КоАП РФ

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

10) кадастровой стоимости земельного участка;

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

14) сумме ранее наложенного административного штрафа;

15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных статьями 7.27 и 7.27.1 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных частями 1 — 2 статьи 14.4.3, частью 2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 15.44, частью 1 статьи 15.45 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном статьей 14.15.2 настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Что такое необходимая оборона? Это условия причинения нападающему лицу вреда здоровью различной тяжести (вплоть до летального исхода!), которые исключают вашу ответственность.

Под понятием необходимой обороны так же может пониматься не только защита личных интересов, но и защита интересов общественных или государственных.

Когда, какие действия и при каких обстоятельствах будут считаться необходимой обороной – рассмотрим в этой статье.

Как выглядит явная угроза убийством?

Ещё одно заблуждение – считать реальной угрозой жизни и здоровью словесные угрозы. Сказанная фраза: «я тебя убью» со стороны злоумышленника не даёт вам права сделать с ним то же самое и даже просто поколотить.

Для возникновения права на необходимую оборону угроза должна быть явной и обязательно сопряжённой с физическими действиями:

  • Попытками нанесения телесных повреждений угрожающим жизни способом.
  • Явной угрозой оружием.
  • Демонстрацией летального оружия (нападающий достаёт и направляет на вас огнестрельное оружие) и т.д.

Слова не значат ничего! Учитываться будет лишь явная и очевидная угроза жизни и здоровью.

В Госдуму планируют внести законопроект, который предоставит россиянам возможность полной самообороны для защиты себя, своей семьи и имущества. Соответствующими поправками предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ. Разбираемся, зачем нужно такое нововведение и может ли оно привести к росту насилия среди граждан.

Защищалась как могла

Дарья Агений. Фото: скриншот телеканала Москва 24

Летом 2018 года отбиваться от насильника пришлось жительнице подмосковных Химок Дарье Агений. Девушка отправилась в Туапсе, сопровождая группу детей в лагерь. Со слов Дарьи, там поздним вечером на безлюдной улице ее догнал выпивший мужчина, начал приставать с расспросами, а после попытался изнасиловать. Девушке удалось залезть в сумку и достать ножик для заточки карандашей. Им она нанесла нападавшему несколько ударов. Сразу после инцидента в полицию Агений не обращалась.

Через некоторое время к ней на работу пришли сотрудники полиции. Дарье сообщили, что житель Туапсе написал заявление в правоохранительные органы, пожаловавшись, что девушка нанесла ему ножевые ранения. Агений обвинили по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением предметов, используемых в качестве оружия». Девушке грозило до десяти лет лишения свободы.

После дополнительного расследования обвинение смягчили. Об этом сообщил адвокат девушки Евгений Саломатов. Теперь Дарье вменяется статья «Превышение пределов необходимой самообороны», максимальное наказание по которой предусматривает год лишения свободы.

Расследование завершено, а статью переквалифицировали… Я хочу добиться того, чтобы мои действия были признаны необходимой самообороной без превышения пределов.

Дарья Агений

По словам Саломатова, решение следствия в отношении его подопечной будет обжаловано.

«Есть постановление пленума Верховного суда, где четко прописано, что является пределом допустимой самообороны. Нападавший был выше и сильнее ее, пытался совершить особо тяжкое преступление – изнасилование, так что она оборонялась в рамках закона», – подчеркнул он.

При этом, по словам адвоката, уголовное дело в отношении мужчины, который попытался изнасиловать Дарью, до сих пор не возбуждено.

Фото: соцсети

Другой громкий случай произошел со студенткой РЭУ имени Плеханова Александрой Лотковой. В мае 2012 года она вместе с друзьями стояла в вестибюле станции метро «Цветной бульвар». По словам девушки, к ним тогда подошли незнакомцы и начали провоцировать компанию на конфликт, затем началась драка. По версии Лотковой, у незнакомых мужчин был нож, поэтому она выстрелила в обидчиков из травматического оружия в качестве самообороны.

Суд установил, что Александра стреляла на поражение. При этом первый выстрел был сделан «с расстояния вытянутой руки, практически в упор, без какого-либо предупреждения или выстрела в воздух».

В итоге в 2013 году Лоткову приговорил к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В декабре 2014 года девушку освободили условно-досрочно.

Преступник будет знать?

Фото: /mrkornflakes

Адвокат Андрей Некрасов в беседе с Москвой 24 рассказал, что считает инициативу положительной, поскольку, по его словам, нередко суды становятся на сторону обвинения. Однако он сомневается, возможно ли реализовать такое предложение в России.

«Я не очень понимаю, как именно в наших реалиях эти изменения будут действовать, и, честно говоря, не очень понимаю, как именно их можно сформулировать», – сказал он.

Очень тяжело в суде доказать, что превышения самообороны не было. Очень часто, например, при проникновении в жилище суды становятся на сторону обвинения, которая также беззастенчиво хочет посадить в тюрьму человека, который защищал себя и близких в своем доме.
Андрей Некрасов адвокат

Некрасов пояснил, что в отличие от России в США ношение огнестрельного оружия разрешено конституцией. «У нас этого нет, люди не могут обороняться никаким образом», – полагает он.

По мнению эксперта, в сложившейся ситуации разумнее было бы требовать, чтобы судьи работали иначе. В свою очередь, психолог Александр Кичаев уверен, что если инициатива в конечном счете станет законом, то он не видит предпосылок к росту насилия среди граждан.

Преступник будет знать, что ему могут дать отпор, и уже как-то это будет сдерживать. Сейчас они все делают, потому что не боятся.
Александр Кичаев психолог

Специалист пояснил, что законопослушный гражданин и так не будет проявлять агрессию, поскольку знает, что может понести за поступок ответственность. При этом нововведение поможет потенциальным жертвам чувствовать себя увереннее.

«Этот законопроект дает шанс законопослушным гражданам, людям поактивнее отстаивать свои права», – заключил эксперт.

ДОГОВОР

Дарения квартиры (доли квартиры)

г. Н. Новгород __________года

4. Даритель гарантирует, что на момент подписания настоящего договора, вышеуказанная квартира (_____ доля квартиры), никому другому не продана, не подарена, не заложена, в споре, под арестом и запрещением не состоит и свободна от каких-либо прав третьих лиц.

5. На регистрационном учете в квартире состоят _________человека:_____. Описать последствия:________________.

6. Кадастровая стоимость квартиры (___доли квартиры) составляет _________ (прописью____________) рублей.

7. Передача вышеуказанной квартиры (___ доли квартиры) Дарителем и принятие её Одаряемым, состоялась до подписания настоящего договора. Переданная Одаряемому квартира (___ доля квартиры), находится в состоянии, пригодном для проживания, соответствующим образом благоустроена, отвечает установленным техническим и санитарным требованиям. Все коммуникации находятся в исправном состоянии.

8. Право собственности на вышеуказанную квартиру (____ долю квартиры) возникает у Одаряемого с момента регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

9. Стороны настоящего договора пришли к соглашению о том, что все расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на квартиру (___ долю квартиры) к Одаряемому, несет Одаряемый.

10. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, один их которых вручается Дарителю, второй – Одаряемому, а третий экземпляр остаётся в делах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

ПОДПИСИ СТОРОН:

Даритель ______________________________________________________________

Одаряемый _____________________________________________________________

Дарственная сделка – процедура безвозмездной передачи прав собственности на недвижимое имущество. Осуществляется как между близкими родственниками – супругами, родителями и детьми, родными и одноутробными братьями и сестрами, внуками, дедушками и бабушками, – так и между посторонними друг другу людьми.

Этот способ пользуется популярностью, благодаря:

  • возможности оформления через нотариальную контору, что обеспечивает надежность процедуры;
  • относительной простоте юридических процедур и невысокой стоимости услуг;
  • сложности дальнейшего оспаривания сделки, поскольку бывший владелец жилья жив (в общем случае) и сможет подтвердить добровольное согласие на сделку.

В отличие от завещания после перерегистрации прав собственности в ЕГРН даритель утрачивает право собственности на объект – оно переходит к одариваемому. С этого момента тот может совершать любые сделки с недвижимостью. В договоре дарения могут быть указаны специальные условия. Одариваемый имеет право принять либо отказаться от подарка – любое принятое решение нельзя будет отменить.

Минус дарственной – ее можно оспорить в суде, например, сославшись на дееспособность дарителя. Плюс сделки – полученная в дар одним из супругов недвижимость не делится при разводе.

Госслужащие, медицинские и социальные работники имеют право принимать недвижимость в дар только от близких родственников. Нельзя подарить квартиру, которая находится в залоге у банка. Если сделка затрагивает имущественные интересы несовершеннолетних, потребуется согласие органов опеки.